Как и почему мы говорим


Уже в 19 веке ученые знали, что две области в левом полушарии мозга человека отвечают за речь. Первая –за производство речи, вторая – занята ее распознаванием. Эти выводы были основаны на исследовании пациентов, которые, после перенесения инсульта, страдали поражением мозга. Однако, согласно результатам последних исследований, речевые нейронные цепи оказались намного сложнее, чем ранее полагалось.

В 1860 году французский врач-анатом Пьер Брок обнаружил у бывшего пациента клиники поражение в левой лобной доле. После инсульта больной не мог владеть правой рукой и потерял возможность разговаривать. Поскольку подобные повреждения стали находить у других людей, с аналогичными симптомами, то данный повреждаемый участок мозга получил название по имени врача Брока. Одновременно с этими событиями немецкий врач Карл Вернике доказал связь способности понимать речь с поражением заднего края левой височной области (этот участок также получил имя автора исследования – Вернике). Трудно переоценить вклад Брока и Вернике в исследованиях по выявлению способности головного мозга поддерживать речевую функцию человека.

Шли годы. Ученые несколько уточнили традиционную теорию, утвердившуюся среди специалистов по изучению мозга во времена Брока и Вернике. Оказалось, что Центр Брока, отвечающий за речь и зона Верника, обеспечивающая понимание речи, имеют множество дополнительных функций, не учтенных ранее. Например, найден некий ассоциативный центр, основная обязанность которого в поддерживании структуры предложений и фраз.

Кроме того, выяснилось, что центр Вернике блокируется при глухоте. С целью восстановления речи, человек начинает громко говорить. При полной глухоте разрывается речевой круг и человек перестает говорить (становится глухонемым).

Работа Центра Брока нарушается при детском церебральном параличе. А ассоциативный центр может прекратить выполнять свои функции при неврологических заболеваниях и получении травм мозга.

Такое явление, как заикание объясняется наличием периодического разрыва речевого круга. Уже известно, как формируется этот речевой круг. Почти сразу после рождения, у ребенка появляется детский лепет – следовательно, уже возникает действенный центр Брока. Через короткий срок малыш начинает узнавать некоторые слова, опорные для него – создается зона Вернике. И только к 2 годам у ребенка развивается ассоциативный центр, поскольку малыш уже способен общаться фразами. В это время синхронизируются все речевые центры. Но иногда процесс идет не так, как ожидается, возникают нарушения речи и требуется помощь медиков.

Среди необычных методов лечения есть способ, предложенный доктором Альбертом Томатисом. Врач стал пропагандировать лечение людей с дефектами слуха и речи с помощью музыки Моцарта. Он ссылается на исследования, проведенные в Калифорнийском университете. Так, в университете, в течение 10 минут перед сдачей IQ- теста студенты слушали сонату Моцарта. Результаты теста показали, что у этих студентов IQ вырос на восемь пунктов. Этот результат получил название «эффекта Моцарта».

Не редки случаи, когда нарушается, ранее безупречно функционирующая, речевая деятельность (медики называют это – афазией). Причинами афазии становится поражение речевых центров головного мозга. Это может произойти при инсульте, черепно-мозговой травме, энцефалите, абсцессе, опухоли мозга, при болезни Альцгеймера, после операции на головном мозге… Болезнями, которые также могут привести к афазии, являются атеросклероз, гипертония, пороки сердца, травмы головы… Конечно, это не приговор и требуется огромное усилие не только врачей и логопедов, но и всей семьи заболевшего. И для этого потребуется несколько лет.

Еще одна группа людей, которая очень подвержена заболеванию головного мозга, которое нарушает речь – это лица, склонные к употребление спиртных напитков. Алкоголь самым негативным образом влияет на работу мозга. Пьющие люди демонстрируют нарушение моторики движения, имеют замедленную реакцию, демонстрируют невнятную речь. Побочными эффектами опьянения являются головная боль, тошнота. Клетки мозга алкоголика не умирают, но они получают повреждения и это, в свою очередь, нарушает связи между нейронами. Ученые считают, что такой ущерб, чаще всего, обратим. Но бывают случаи, когда такое нарушение приводит к общему неврологическому расстройству: начинаются проблемы с памятью, потеря ориентации и сознания, наступает слепота, нарушается координация мышц, а также нередок и летальный исход.

Ученые предлагают простейший метод для того, чтобы поддержать длительное время активным память и речь (области зон Брока и Вернике). Нужно постараться нетривиально отвечать на простейшие приветствия, например, «как дела?». Нужно придумывать каждый раз новые ответы, отказавшись от привычного ответа, можно использовать анекдоты, придумать шутливые ответы, использовать занимательные истории. Это будет стимулировать память и речь, к тому же, вы продемонстрируете свою эрудицию.

Источник

Добавить комментарий

© 2017 Предки и потомки, прошлое и грядущее ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru