«Москва слезам не верит»: как выглядят звезды советского киношедевра 37 лет спустя


Премьера любимой миллионами россиян мелодрамы на телевидении состоялась 11 февраля 1980 года.
Мелодрама «Москва слезам не верит» — история из жизни трех подруг-провинциалок, приехавших покорять столицу, — была снята Владимиром Меньшовым в 1979 году по сценарию Валентина Черныха «Дважды солгавшая» и на очень скромные деньги (бюджет был всего 550 тысяч рублей). Впервые фильм был показан на советском телевидении 11 февраля 1980 года.

В первый же год проката картину увидели более 90 миллионов зрителей, это второй по кассовости результат в истории отечественного кино: «Москву…» обошел только отечественный кинобоевик Бориса Дурова «Пираты ХХ века» (100 млн зрителей), вышедший летом того же года. Считается, что ленту Меньшова увидел практически каждый второй житель СССР, а женщины, основная часть аудитории, зачастую ходили в кино его смотреть и 5, и 7 раз.

Роли сыграло целое созвездие актеров: Вера Алентова (Катерина), Ирина Муравьева (Людмила), Раиса Рязанова (Антонина) и Алексей Баталов (Георгий Иванович), Наталья Вавилова (Александра, дочь Катерины), Александр Фатюшин (Сергей Гурин, муж Людмилы, актер ушел из жизни в 2003 году), Борис Сморчков (Николай, муж Антонины, актер ушел из жизни в 2008-м), Олег Табаков (Володя, женатый любовник Катерины). Даже в эпизодах здесь были настоящие звезды: Владимир Басов (замначальника главка, актера не стало в 1987 году), Зоя Федорова (вахтерша в общежитии, актриса трагически погибла в 1981 году).

Актерский состав сложился не сразу: от роли Катерины отказались Ирина Купченко, Маргарита Терехова и Анастасия Вертинская, Галина Польских не захотела играть роль Антонины, Инна Макарова и Клара Лучко — роль матери Рудольфа Рачкова, которую сыграла Евгения Ханаева, а роль самого Рачкова после отказов Олега Видова, Евгения Жарикова, Владимира Ивашова и Льва Прыгунова блестяще исполнил Юрий Васильев.


Поиски идеального мужчины в жизни главной героини затянулись: фильм уже начали снимать, а актер на роль Гоши так и не был найден. Пробовались Леонид Дьячков, Виталий Соломин, Анатолий Кузнецов, Игорь Охлупин и сам Владимир Меньшов, который рассказывал: «Пробовали, пробовали, да все не в десятку. Пока не появилась мысль, что актер может быть не сорока лет, как изначально придумано, а чуть старше, около пятидесяти». И тогда выбор пал на Алексея Баталова, которого режиссер случайно увидел по телевизору в фильме «Дорогой мой человек». Сначала актер отказался, а через несколько дней все-таки согласился.

Промелькнули в мелодраме и другие популярные личности: Георгий Юматов, Иннокентий Смоктуновский, Леонид Харитонов и поэт Андрей Вознесенский, читающий стихи перед памятником Маяковскому.

Съемки начались в конце августа 1978 года и длились четыре с половиной месяца. Актер Борис Сморчков рассказывал, что погода была холодная, дождливая и студеная, изо рта шел пар. «Во время съемки первой части эпизода разговора сына с отцом поставил на стол не бутафорскую бутылку водки, а самую что ни на есть сорокаградусную, — делился воспоминаниями Сморчков. — Правда, не предупредив об этом «отца» и «сына». Те как ни в чем не бывало чокнулись, глотнули, удивились, но вида не показали. Так и отработали несколько дублей, согреваясь с каждой рюмочкой».

После завершения съемочного процесса перед режиссером встала непростая задача — картина получалась на три часа. Для проката требовалось сокращение. В итоге Меньшов убрал из второй серии целую сюжетную линию Катерины по линии Моссовета, сократилась и производственная тема, хотя Алентова настаивала, что необходимо показать, какой Тихомирова хороший директор и новатор.


Также в финальную версию не вошел эпизод из второй серии, когда окончательно спившийся хоккеист с собутыльником в очередной раз появлялся у жены, требуя для ровного счета еще три рубля. А из-за «нравственных принципов» редакторов были сокращены «любовные кадры» Алентовой и Олега Табакова, герой-любовник Володя в исполнении которого в режиссерском варианте обнажался до… трусов.

После внесения поправок в Госкино приняли окончательный вариант фильма и дали ему первую категорию, что означало большое количество копий и прокат в крупнейших кинотеатрах страны. Еще через три месяца показов картину «повысили» до высшей категории. Долгое время «Москва слезам не верит» не сходила с экранов двух московских залов — «России» и «Октября».

Для Владимира Меньшова невероятный кассовый успех картины и «штурм» кинотеатров зрителями был самым радостным моментом, «абсолютным счастьем». О присуждении фильму «Оскара» в 1981 году режиссер узнал 1 апреля, на следующее утро после церемонии, и посмеялся: шутки шутят друзья! Но вскоре последовал официальный звонок из Госкино — и растерянный голос: «Вы «Оскара» получили…» И наконец, факт подтвердили сообщением в программе «Время». В столичной тусовке моментально стала популярной фраза: «Москва в слезах. Не верит!»

«Москву…» купили более ста стран. Американские продюсеры, приобретя ее за 50 тысяч долларов, заработали за год два с половиной миллиона! Позже Меньшову рассказали, что Рейган перед встречей с Горбачевым в 1985 году
по совету помощников несколько раз посмотрел его фильм  — для постижения загадочной русской души…

Кстати, режиссер по сей день толком не понимает, каким образом фильм оказался среди номинированных на «Оскар»: «Могу только догадываться, что картина понравилась в ЦК партии и лично Брежневу. Видимо, секретариат Союза кинематографистов и отдел культуры ЦК отправили фильм на «Оскар». Ну а дальше началась серия чудес…»

С момента премьеры легендарной картины прошло более 37 лет. Мы выяснили, как выглядят звезды культового фильма сейчас.

45

Screenshot_39-2

Screenshot

Screenshot_48-2-300x197

2017-03-20_153043
Ольга Павловна — Лия Ахеджакова

 

Добавить комментарий

© 2017 Предки и потомки, прошлое и грядущее ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru