Ярославский Кремль доподлинная история


Мало кому известно, что упоминающийся в исторических документах, город Великий Новгород не имеет никакого отношения к современному Новгороду: речь в летописях идет о другом древнерусском городе – Ярославле. Особую путаницу внесло то, что многие исторические документы, касающиеся древнего Ярославля, не аккуратно и не профессионально были истолкованы в 16-18 веках.

В 17 веке Ярославль считался вторым (после Москвы) по величине и значимости русским городом (кстати, третьим была Кострома). Основал Ярославль великий ростовский князь Ярослав Мудрый в 1010 году, дав городу-крепости свое имя. Князь ставил своей целью, основывая новый город, с помощью его защитить подход к величайшему северо-восточному русскому городу – Ростову Великому. В прежние времена на территории современного Ярославля находилось небольшое языческое поселение, называемое – Медвежий угол. Население составляли потомки финских и славянских племен. В основном жили они за счет охоты, ловли рыбы и выращивания съедобных растений. Рядом с этим поселением находилось еще около 12 подобных. Предание гласит: для того, чтобы подчинить себе местное население, князю Ярославу пришлось сразиться с медведем, которого селяне считали священным животным. Место для оборонного сооружения выбрано было князем очень удачно: крутые волжские берега и глубокие овраги образовывали природный защитный мыс. В 11-12 века Ярославль стал надежным вооруженным форпостом, защищающим Ростовско-Суздальское княжество.

Ярославль достиг огромного подъема при правлении князя Константина Всеволодовича. Эти времена часто упоминаются в летописных записях. В 1218 году князь поделил свою вотчину между детьми: Ярославль достался Всеволоду, а ростовским князем стал Василек.

Новый ярославский князь с энтузиазмом принялся за укрепление княжества. В это время Ярославль представлял собой небольшую деревянную крепостницу, в которой к друг другу жались покосившиеся избы, а в середине располагался княжеский дворец. При правлении Всеволода в Ярославле появляются первые каменные строения, включая величественные храмы и монастыри. Ярославлю стало тесно за кремлевскими стенами, и он стал спешно разрастаться. В это время ярославский Спасский монастырь стал важнейшим центром всего края. Монахи хранили и переписывали древние рукописи. До сих пор в этом монастыре находится Спасское евангелие, датируемое 13 веком! Местные иконы являются очень большой ценностью из-за уникальной школы иконописания.

Начавшийся расцвет ярославского княжества прервало монголо-татарское нашествие. В 1238 году многие русские города, включая и Ярославль, подверглись разорению ордынцами. По описанию очевидцев, захватчики подожгли ворота города и, когда те рухнули, на улицы пылающего города ринулась орда. Кругом звенели сабли, хрипели кони, ордынцы расправлялись с раненными и обожженными защитниками города, добивая их палицами и кистенями, рубили саблями, не жалея ни мужчин, ни женщин, ни детей. Пылающий город ордынцы даже не стали грабить – спешили напасть на следующий русский город.

Только месяц спустя, после этих страшных событий, их близлежащих деревенек вернулись люди, сумевшие вовремя схорониться там от ордынцев. Не только дома, но и храмы превратились в пепелища. Люди хоронили погибших: соседей, родных. Копать могилы было некому, поэтому тела детей и женщин сложили в яму вблизи бывшего собора (там, где они искали спасения), а тела погибших защитников города сложили около крепостных стен. Павших присыпали землей и углем. Помогал хоронить людей новый ярославский князь – Василий. Его отец Всеволод Константинович погиб в битве при защите города Владимира, помогая своему дяде — Юрию. Возможно, то, что князь с частью дружины покинул Ярославль накануне нападения ордынцев, стало причиной падения города и гибели ее защитников. Но это уже предположение об альтернативной исторической ветви события, а как известно, история не терпит сослагательного наклонения.

Несмотря на жестокое отношение захватчиков к населению, ярославцы не сломились и неоднократно поднимали восстания против врага. Самым кровопролитным стало восстание 1257 года, в котором жители города сражались насмерть с завоевателями. С тех пор одна из сопок стала называться Туговой (в переводе со славянского – Скорбная). Но неудачи не сломили духа защитников города. В Куликовской битве, окончательно сломившей спину татаро-монгольского нашествия, ярославская дружина выстояла на фланге войска, ведомого в бой Дмитрием Донским.

Вызывает недоумение, что летописцы не сумели рассказать правду о ярославском побоище. Ярославские трагические события летопись как-бы обходит, уже в те времена считалось, что город сдали без боя или горожане удачно откупились от врага. В летописных записях есть только упоминание, что 14 славянских города подверглись нападению татаро-монгол. Только благодаря сказаниям, былинам, поговоркам сохранилась добрая память о защитниках ярославской крепости и покрыта позором орда Батыя. Кстати народная молва по-своему нанесла оскорбление татаро-монголам. До сих пор слово «орда» означает неорганизованную банду, а слово «сарай» означает шаткую деревянную постройку на задворках.

Сегодня некоторые ученые пытаются по-своему переписать русскую историю, доказывая с пеной у рта, что татаро-монгольские завоеватели принесли благо на территорию Руси (например, провели перепись населения). И, одновременно, они утверждают, что резни и многочисленных убийств не было – «ну, подрались по-соседски, с кем не бывает?». Более того, спустя семь столетий, никто не приложил ни малейшего усилия, чтобы отыскать свидетельства жестокого разорения многочисленных русских городов: Ярославля, Торжка, Рязани, Владимира, Москвы.

Например, от домонгольской Рязани остались только заросшие травой валы, а сам город теперь на другом месте. Но многие города после изгнания врага так и смогли восстановиться и исчезли с карты Руси.

Потрясает своими подробностями легенда о том, как под предводительством малолетнего князя Василия, более двух месяцев защитники Козельска сдерживали штурмы орды: «…а при покорении Русских, и Кипчаков не только не взял ни одного Русского или Кипчака, но даже и козлиного копытца не добыл». (Сама крепость в плане действительно напоминала козлиное копытце.).

В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Московского. Ярославль стал считаться личной вотчиной государя. Московское правительство не жалело средств для строительства объектов Ярославля, включая и новые соборы, которые стали гордостью всей Руси. В подклети Спасо-Преображенского собора находится усыпальница князей. В северной части храма было оборудовано книгохранилище. Исследователи уверены, что именно в нем хранилась рукопись «Слово о полку Игореве». Сегодня фрески собора являются ценнейшими образцами монументального искусства 16 века.

Укрепленный Ярославль стал форпостом русского войска, при присоединении повожских земель к Русскому государству. С 1550 года, в выстроенном из камня Спасском монастыре, хранилась «государева казна». Ярославская крепость стала самой мощной на Руси.

За крепкими стенами монастыря разместился штаб Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, формирующих, на территории ярославского кремля, народное ополчение для борьбы с завоевателями. Именно в Спасском монастыре Ярославля начинал свой путь на престол Михаил Романов, отправив отсюда сообщение о согласии венчаться на царство.

С 16 века Ярославль стал узловым пунктом, через который шли важные торговые пути из Европы на Восток. Одновременно в городе развивались различные ремесла, жители успешно занимались рыболовством на Волге.

Очень интересная легенда о создании Толгского монастыря в пределах городской черты Ярославля. В 14 веке ростовский епископ Трифон, остановившись со своими сопровождающими на ночлег, увидел лучистый свет на другом берегу реки Толги (сегодня ее уже не существует). Через реку к ногам епископа протянулся светящийся мост. Перейдя по нему, священник увидел образ Богородицы. На следующий день сам епископ и его помощники заложили, на месте появления лика, храм. А икона, таким чудесным образом появившаяся на берегу реки, до сих пор находится в стенах Толгского монастыря.

Известно, что длительное время ведутся поиски библиотеки Ивана Грозного. Пока ни одной книги, находившейся в библиотеке, не появилось, значит есть надежда, что собрание уникальных книг до сих пор ждет своего «спасителя». И Ярославль остается очень вероятным местом, куда могли перевезти в библиотеку, поскольку многие сокровища русских государей хранились за стенами ярославской крепости. Сегодня есть версия, которая, как и всякая другая, требует своего исследования. Суть ее в том, что библиотека сожжена первыми Романовыми, чтобы скрыть «неудобные» для царствующего дома факты истории.

Шли годы, столетия. Над древнерусским городом Ярославль проносились войны, пожары уничтожали труды многих поколений, но неизменным оставался статус города, как сокровищницы древнерусского искусства. И возможно, историко-архитектурные поиски откроют многие тайны этого прекрасного старинного города.

Источник

Добавить комментарий

© 2017 Предки и потомки, прошлое и грядущее ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru