Предки и потомки, прошлое и грядущее. Допетровский поцелуй
  Культура        12 марта 2019        688         0

Допетровский поцелуй

На место Репина пришли Маковский с Верещагиным

Грандиозная картина Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» уехала из Русского музея в Москву: в Третьяковке монтируется персональная выставка художника. Но залы музея, временно оставшиеся без Репина, пустовать не будут.

Сейчас здесь устроена экспозиция, в которой замечательные русские художники второй половины XIX века — Чистяков, Маковский, Верещагин и другие — представлены своими историческими полотнами. Увидеть многие из этих картин раньше удавалось лишь изредка на временных выставках. Все они объединены общей темой: допетровская Русь. Многофигурные, тщательно выписанные, подробные в исторических деталях, они посвящены размышлениям авторов о важных моментах в жизни страны.

На картине Павла Чистякова «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому» изображен, казалось бы, малозначительный эпизод борьбы за власть. Однако эта дерзкая выходка матери жениха положила начало длительному и кровавому периоду междоусобиц. Кстати, именно в те времена оба претендента на пояс Дмитрия Донского были ослеплены и остались в истории под своими прозвищами — один Косой, другой — Темный.

Все картины объединены общей темой: допетровская Русь. Все они — подробные в исторических деталях

Трудно пройти мимо полотна Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры». Великий баталист запечатлел сцену, можно сказать, вовсе не военную: у стен монастыря толпятся люди, на первом плане — пестрая группа несет раненого, чуть подалее священник благословляет прихожан и дает им свои наставления…

Автор исследует один из ключевых моментов Смутного времени. Почти шестнадцать месяцев продолжалась осада монастыря войсками Лжедмитрия II. Польско-литовские наемники, русские казаки — противники Василия Шуйского. Они надеялись захватить Лавру, мешавшую им на подступах к Москве.

Но войска Лжедмитрия II просчитались: монастырь не пал. Более того, он стал примером стойкости для страны, истерзанной распрями. Возможно, именно здесь в ходе защиты Лавры и выковалось то единство, что помогло нашему народу преодолеть смуту. Во всяком случае, именно так трактует Верещагин этот эпизод. И картина его — об этом.

Особой фигурой для художников всегда был царь Иван Грозный. В историческом романе Алексея Толстого «Князь Серебряный», посвященном эпохе Грозного, описывается «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова. Обряд для женщин ужасающий. Согласно ритуалу, молодая жена Морозова Елена обязана была выйти к гостям — посторонним мужчинам — в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему чарку вина. В таких ситуациях — если жена каким-то образом проявляла свои эмоции, даже неосознанные (на щеках появлялся румянец), — муж имел все основания заподозрить ее в неверности. Но какая же боярская жена не покраснеет — если учесть, какой затворнический образ жизни они вели?! Именно такую сцену запечатлел Константин Маковский в картине «Поцелуйный обряд».

В экспозиции также представлены полотна Александра Литовченко и Александра Новоскольцева.

Кстати

Выставка «И. Е. Репин» откроется в Третьяковской галерее 16 марта. Это — самый масштабный выставочный проект галереи в 2019 году. Он включает более 300 живописных и графических работ из 28 музеев России и зарубежья, а также из 7 частных собраний. Ретроспектива в Третьяковской галерее дает начало серии выставочных проектов, посвященных юбилею художника, которые позднее пройдут в Петербурге, Париже и Хельсинки.

Источник