Предки и потомки, прошлое и грядущее. Традиции младенческого развития: пестушки и потешки
  Культура        16 августа 2018        245         0

Традиции младенческого развития: пестушки и потешки

Многие мамы, укачивая малыша на руках или играя с ним, вспоминают стишки и песенки своего детства – добрые, задорные пестушки да потешки, которые им напевали их мамы или бабушки. Этот метод развития младенцев через народное слово, вплетённое в игру, веками отточен и проверен. Но почему-то в современных семьях его заменяют новомодными методиками развития и воспитания. А зря.

Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить, любить и ухаживать. Русские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестования младенцев.

Пестушки приговаривают или поют малышу в первые месяцы жизни, сопровождая повседневные заботы: переодевание, купание, игру, самые первые движения.

Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:

  1. Ритмичная, с чётким произнесением звуков и слогов и с  утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.
  2. Действия мамы –  поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребёнка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.

В пестушках нет активных действий самого ребёнка. В них ребёнок только «принимает» то, что «даёт» ему мама. Пестушки включают игровое взаимодействие с ребёнком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу ещё могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придёт к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками и прочее.

Потешки — песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребёнка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки

Что дают пестушки и потешки малышу?

Проговаривая весёлые рифмованные пестушки или потешки, мама настраивает весь организм малыша на здоровый лад.

  • Не понимая поначалу обращённых к нему слов, ребёнок очень чутко улавливает ласковую интонацию матери, её доброжелательный настрой, который ему сразу же передаётся и вызывает ощущение надёжности, спокойствия, комфорта.
  • Знакомый и родной материнский голос способствует ответной реакции малыша, который вслушивается и запоминает слова родной речи, пытается их воспроизвести, начинает гулить и агукать, происходит тренировка его голосовых связок, а также развивается слух.
  • Пестушки всегда сопровождаются гимнастикой или массажем, которые помогают малышу понять и ощутить своё тело, его возможности, а также почувствовать через пестование безконечную любовь матери. Массаж – это некое общение, в течение которого нужно «увидеть» всего малыша – заглянуть в каждую складочку кожи, как бы сказать: «И ты нужна, и здесь всё хорошо».
  • Потешки способствуют развитию двигательной активности малыша, которая очень тесно связана с их речевой активностью. Напевность, музыкальность стихотворных строк способствует тому, что малыш сам начинает договаривать отдельные звуки, слова потешки. Ему нравится игра слов, которую он замечает в произведении. Это приводит к тому, что подражая речи взрослых, дети начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями. Короткие, выразительные и понятные стихотворные строчки легко и быстро запоминаются маленькими детьми, пополняя их словарный запас.
  • Определяющим в рассказывании потешек является создание речевого и игрового общения между взрослым и ребёнком. В то же время, рассказывание стихотворного фольклорного произведения, напоминающее веселую игру, расширяет кругозор ребенка, обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. А самое главное, с помощью стихотворных фольклорных форм ребёнок с самого рождения оказывается в мелодичном музыкально-поэтическом окружении.

Как пестовать малыша

Эмоциональность взрослого способствует поддержке эмоциональной активности ребёнка, удовлетворению его эмоциональных потребностей. К приёмам эмоциональной поддержки относят перепады силы и высоты голоса, смену тембрового звучания, мимику, жесты.

Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь лёгкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперёк толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки

А в ручки — хватунюшки,

А в роток — говорок,

А в головку — разумок.

Или:

Потягушечки!

Порастушечки!

Поперёк толстушечки,

Руки — хватушечки.

Ноги — бегушечки.

Для укрепления мышц руки ребёнка и развития его двигательных навыков взрослый может медленно разводить руки малыша, имитируя плавательные движения и приговаривая:

Лунь плывёт,

Лунь плывёт.

Так называемое «тютюшканье» направлено на укрепление мышц спины малыша.

Ай, тюшки — тюшки — тюшки!

Выросли лопушки.

Выросли лопушки –

Зарастали все лужки.

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

Если ребёнок ударился, он ищет защиту, спасение от боли у своих родных и близких людей. Взрослый дует на больное место или поглаживает его, повторяя:

У сороки боли,

У вороны боли,

У Оленьки заживи.

Чтобы развеселить ребенка, подбодрить его, взрослый бодает его пальцами руки, поставленными как рожки:

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ, топ,

Рожками хлоп, хлоп!

Кто соску сосёт,

Молоко не пьёт –

Забодаю, забодаю!

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – всё это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:

«Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку — валяй, валяй!» 

происходящее вызывает у ребёнка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может ещё выполнить самостоятельно.

Так полезны ребёнку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края.

Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлёпывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на лёгкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.

 

Занимательны для ребёнка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

«Ладушки-ладушки,

Где были? — У Аннушки.

Что ели? — Оладушки.

Где оладушки? — Съели …

Нет оладушек!» (Руки ребёнка разводятся в стороны).

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Ладушки-ладушки,

Где были? — У Панечки.

Что ели? — Прянички!

Где прянички?

Съели…

Нет пряничков! (Руки ребёнка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребёнок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности. К собственной ладошке, к голове или к маминой руке.

Игра называется «Ладушки» потому, что она налаживает работу детского организма. А что означает слово ладонь вы уже, наверное, догадались.

Постепенно пестушки сменяются потешками.

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят такие потешки:

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведёт его за собой. Ритм стиха задаёт и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребёнка.

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ — топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам —

В ямку — бух!

Взрослый подбрасывает ребёнка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).

Хороша дорога,

Хороша дорога,

Вот стала что-то хуже,

Вот стала что-то хуже,

Шаляет, валяет,

Шаляет, валяет,

На мостике, под мостиком,

На мостике, под мостиком,

Бух в ямку!

Привлекает малышей и подбрасывание верхом на ноге, так называемое гушкание. При этом взрослый проговаривает более энергичные, быстрые потешки:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке

Щёлкает орешки.

Чики, чики, кички,

Берёзовые лычки!

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели –

Все люди глядели,

Где они садились,

Все люди дивились.

Желание мам и бабушек вырастить дитя крепким, здоровым и сытым породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребёнка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.

Пришёл кисель,

На лавочке присел,

На лавочке присел,

Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,

Будем Сашеньку кормить.

Следует принять во внимание, что для маленького ребёнка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чём-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

В светлом теремочке

Выросла Лизуша!

Люди её любят,

Все её голубят.

 

Вариант для мальчика:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька хороший,

Коленька пригожий.

При этом можно гладить ребёнка по головке, держать за ручки или водить с ним хоровод.

Игры на базе акупунктуры

Немало среди подобных развивающих славянских игр с малышами и таких, которые воздействуют на энергетические меридианы и биологически активные точки, разглаживая, распрямляя и улучшая тем самым течение энергии в теле ребёнка.

На ладошках и на стопах есть точки-проекции всех внутренних органов. И все эти игры-сказки, которые многие из нас помнят из детства, не что иное, как массаж в игровой форме.

Кстати, в современном мире основные элементы тех игровых действий стали основной для профессионального детского массажа.

А выглядят эти игры очень просто.

Сорока-белобока

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-белобока кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

 

Начинать массажик следует с центра ладони. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше — внимание. Всё не так просто. Описывая работу “сороки-белобоки” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая лёгким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “меридиан лёгких”.

Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Сорока-белобока

Где была? — Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

Деток кормила.

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости на двор —

Кашицу на стол.

Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)

Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)

Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)

Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)

А этому — не дала! (трогаем за большой палец)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Ничего тебе не дам!

 

Пальчик-мальчик

Взявшись за большой пальчик малыша в районе ноготка, взрослый спрашивает: «Пальчик-мальчик, где ты был?». Далее он прикасается к каждому пальчику на ладошке малыша и продолжает рассказывание: «С этим братцем — в лес ходил. С этим братцем — щи варил. С этим братцем — кашу ел. С этим братцем — песни пел». Дотронувшись до каждого пальчика, взрослый поднимает обе руки малыша вверх и поворачивает их из стороны в сторону над его головой и говорит:

— Пальчик-мальчик,

Где ты был?

— С этим братцем –

в лес ходил.

С этим братцем –

Щи варил.

С этим братцем –

Кашу ел.

С этим братцем –

Песни пел.

Кую-кую ножку

Полезны игры и с ножками ребёнка, когда пальцами легонько стучат по ступне или по пяточке, прикасаются к каждому пальчику – такими незамысловатыми действиями улучшают кровообращение на ступне малыша. Взрослый «куёт ножку», приговаривая:

Кую, кую ножку,

Поеду в дорожку.

Надо коня подковать,

Чтобы дома ночевать.

Кую, кую ножку,

Поеду в дорожку.

За четыре мили,

Подковочки сбили.

Три колодца

В процессе этой игры идёт воздействие на меридиан лёгких — от большого пальца на руке вверх до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:

— Пошёл Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…

Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:

— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему.

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб.

— Здесь вода тёплая, — мы регулируем работу лёгких.

Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили “массаж лёгких”).

— Здесь вода горячая.

— А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

В мокрую осеннюю погоду такая игра весьма кстати: и развлечение, и профилактика простудных заболеваний.

И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженных во взглядах, словах и их интонациях, в действиях и игре. Нужно уметь не только любить, но и проявлять свою любовь. А этому как нельзя лучше учат традиции наших предков, на которых выросло не одно поколение славных русичей. Потому и современным взрослым, желающим вернуться к своим корням и не лишать своих детей Родовой памяти, так важно овладеть приёмами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

Источник