Предки и потомки, прошлое и грядущее. Женщина Сухова и бабушка Кости. Судьба «королев эпизода»
  Культура        03 октября 2018        344         0

Женщина Сухова и бабушка Кости. Судьба «королев эпизода»

Галина Лучай, исполнившая роль Катерины Матвеевны в «Белом солнце пустыни», на самом деле была журналисткой, а «бабушка Кости Иночкина» ушла из кино в музей.

Вера Ивлева, Екатерина Мазурова, Галина Лучай

 

Катерина Матвеевна из «Белого солнца пустыни»

Галина Пантелеевна Лучай, которую зрители знают как жену Сухова Катерину Матвеевну в легендарном фильме «Белое солнце пустыни», родилась в Иркутске. Она окончила журфак МГУ, на практику смогла устроиться на телевидение, где и встретила свою судьбу. Это был журналист Вячеслав Лучай, за которого Галина вскоре вышла замуж.

Теперь это сложно представить, но изначально в истории о красноармейце Федоре Сухове о любви не было ни слова. Однако режиссер Владимир Мотыль решил дополнить картину любовной линией, полагая, что полумифическая красавица Катерина Матвеевна придаст ленте особых красок. В одном из интервью он говорил: «Мне неинтересно было снимать чисто детективную картину. Сценарий, конечно, был хорош. Но нужно было найти изюминку, которой и стала любовь бывалого красноармейца Сухова к простой русской бабе». Режиссер хотел избежать плакатности героя, который думает только о революции и насаждении ее идей в Средней Азии.

В роли возлюбленной красноармейца Мотыль видел женщину пышнотелую, будто сошедшую с полотен живописца Бориса Кустодиева. Потому что именно такая полнокровная русская красавица могла олицетворять мужские мечты изголодавшегося по женской ласке Сухова. «А то что же это: солдат, мужчина, постоянно находится при гареме, его представительницы вешаются ему на шею, а он на них — ноль внимания! В чем причина такой аномалии? А тут он мечтает о своей зазнобушке, мысленно разговаривает с ней», — объяснял Мотыль.

Несмотря на огромное количество проб, которые провел режиссер с десятками популярнейших в то время актрис, нужного образа он не увидел ни в ком. Даже обладательницы русской красоты Людмила Чурсина и Людмила Хитяева не устроили мастера, который искал внешность неброскую, но в то же время воплощавшую мечты солдата, истосковавшегося по плоти своей жены.

Анатолий Кузнецов и Галина Лучай в фильме «Белое солнце пустыни», 1970 г.

Анатолий Кузнецов и Галина Лучай в фильме «Белое солнце пустыни», 1970 г.

Как это часто случается в кино, исполнительница на роль Катерины Сергеевны нашлась совершенно случайно. Будучи на «Ленфильме», Мотыль шел по коридору и вдруг увидел в монтажной  нужную ему фактуру. Галина Лучай на предложение сниматься ответила отказом, т. к. не считала возможным работать в кино, не имея актерского образования. Но режиссеру после долгих разговоров с Галиной Пантелеевной и ее мужем, который, в отличие от своей супруги, сразу понял, что она будет идеально смотреться в роли возлюбленной Сухова, все-таки удалось добиться её согласия.

«Душа моя рвется к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо…» Интересно, что письма Катерине Матвеевне принадлежали перу режиссера Марка Захарова, который писал их, думая о «колоритной фигуре» — Галине Лучай: «Был бы я Суховым, я бы в такую тоже влюбился. Я так и представлял, как она будет читать эти любезности».

После того как картина вышла на экраны, все актеры, сыгравшие в ней, стали невероятно популярными. И только одну Лучай никто не идентифицировал с возлюбленной Сухова. Дело в том, что пышнотелой в жизни журналистка не была, во время съемок ей делали специальные накладки на бедра, чтобы превратить их в «кустодиевские».

Так как актрисой себя Лучай никогда не считала, на многочисленные приглашения режиссеров после она отвечала категорическим отказом.

Вскоре после съемок фильма «Белое солнце пустыни» Галина и Вячеслав Лучай переехали в Монголию, где он работал собственным корреспондентом советского ТВ, а она возглавила газету для геологов на русском языке. Впрочем, как говорила сама Галина Пантелеевна, она никогда не делала особую ставку на карьеру. Главным для нее было создание комфорта для любимого супруга. Позже семья вернулась в Москву,  Галина Пантелеевна стала работать редактором передач «Клуб путешественников», «В мире животных», «Кинопанорама». А в 1989 г. Лучай написала сценарий документального сериала «Андрей Тарковский. Жизнь и судьба. Возвращение», где выступила в роли журналиста-интервьюера.

В 1990 г. Галина Лучай приняла решение уйти с ТВ, работала дизайнером. Потом получила второе высшее образование и стала юристом 1 класса, консультантом в Конституционном суде.  Когда женщине исполнилось 62 года, врачи вынесли страшный вердикт: неоперабельный рак последней стадии. В 2001 году Галины Пантелеевны не стало.

Екатерина Мазурова и Евгений Леонов «Джентльмены удачи», 1971 г.

Екатерина Мазурова и Евгений Леонов «Джентльмены удачи», 1971 г.

«Бабушка Кости Иночкина и не только»

Экранных «сыновей» и «внуков» у Екатерины Мазуровой наберётся не один десяток. Она была бабушкой Кости Иночкина в «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён», мамой беззлобного заведующего детским садом Евгения Трошкина в «Джентельменах удачи», матерью директора магазина Носкова в «Хозяине тайги», бабушкой Тани в «Романсе о влюблённых». Она своё амплуа воспринимала как должное. Ну не королев же ей играть с её-то чуть полноватой фигурой и простым широким лицом? Да и родилась она, ровесница века, в 1900 г. в Иваново-Вознесенске (сейчас — Иваново) в семье рабочих. Сперва успела потрудиться на суконно-шляпной фабрике, но вскоре быда назначена заведующей рабочим клубом. Здесь и состоялся ее актёрский дебют, хотя актёрского образования она так и не получила. Потом почти 20 лет она прослужит в Театре на Таганке, но сперва покочует по театрам Кинешмы, Иванова, Ярославля, будет играть в Московском колхозном театре (был в столице и такой). Как и многие из артистов ее поколения, в войну будет давать спектакли для фронтовиков, защищавших Москву.

Она никогда не играла, как говорится, «вполноги». Что сказалось на здоровье: после двух инфарктов в 1953 г. она вынуждена была уйти со сцены. Как оказалось, перемены были к лучшему. В кино она сыграла массу пусть и эпизодических, но очень колоритных ролей. А в семидесятые вновь резко изменила свою судьбу: ушла в музей. Помогала создать краеведческий музей, передала туда свою коллекцию антиквариата. А коллекция была богатая: и живопись, и графика, и шитье бисером, и мебель. Сама же в быту была скромна: жила в крохотной квартирке в Москве, деля ее с соседями.

Ей предлагали обратиться за помощью к Юрию Никулину, чтобы тот похлопотал и выбил для нее нормальную квартиру. Но она отказалась. Когда старые дома в центре стали сносить, переехала в Лефортово. Но и туда к ней охотно приезжали ее друзья и родственники: актриса до последних дней оставалась душой компании.

Вера Ивлева в фильме «За спичками», 1979 г.

Вера Ивлева в фильме «За спичками», 1979 г.

Проводница, Фимочка, Ткачиха

А вот еще у одной «королевы эпизода» — Веры Ивлевой, сыгравшей Фимочку Собак в «Двенадцати стульях» у Захарова, проводницу в «Спортлото-82», Ткачиху в «Сказке о царе Салтане» и пр. — жизнь закончилась трагично. И к своей внешности, и к своему актерскому дарованию она всегда относилась крайне критично, считая себя дурнушкой. Но режиссёры охотно звали ее на эпизодические роли, будучи уверенными, что любой картине она добавит красок. И мужчины ее вниманием не обходили: первым мужем стал офицер Дмитрий Ивлев. Как человек военный Ивлев любил, чтобы во всем была дисциплина, вот и супругу свою довольно быстро поставил перед выбором: лицедейство (которое он крайне не одобрял) или одна-единственная роль добропорядочной домохозяйки. Ивлева выбрала лицедейство.

Вторым ее мужем стал художник-гример Наум Маркзицер. Вместе они прожили семь лет. Маркзицеру удалось убедить ее в том, что вовсе она не дурнушка, а женщина «с изюминкой». Но настали восьмидесятые с их ветрами перестройки и открывшимися границами. Маркзицер засобирался в Америку, звал свою гражданскую супругу с собой. А Ивлева, в очередной раз поставленная перед выбором, снова выбрала работу. И родину, изменять которой не захотела. Может, прими она тогда иное решение, жизнь ее пошла бы совсем по иному сценарию. Но… В ее жизни появился новый избранник: Яков Левитан, родственник знаменитого диктора, который был значительно младше ее. И все покатилось вниз.

Красавчик Яша оказался запойным пьяницей, роман из яркой истории превратился в мучительную пытку. А ей самой стали предлагать все меньше ролей: возраст. В конце концов Марк Захаров ей и многим другим возрастным актрисам, служившим в «Ленкоме», предложил написать заявление «по собственному желанию». Это стало для неё началом конца. Расстроенная Ивлева жила, будто оглушенная: если и смотрела по сторонам, то будто ничего не видела. В итоге она несколько раз попадала под колеса машин. В одной из аварий она серьезно пострадала, а травмы спровоцировали обострение старых болезней. Подруги шептали, что актрису сглазили, предлагали пойти в церковь. И она пошла: на рождественскую вечернюю службу в январе 1999 г. А нашли ее только в марте, когда стаял снег. По версии следствия, актрису снова сбил какой-то водитель. На сей раз — насмерть. И, испугавшись, отвез тело в лес, где закопал в сугроб, надеясь, что вряд ли кто-то будет активно искать какую-то полоумную старушку. Он же не знал, что под колеса ему попала та самая Фимочка Собак, над которой он сам наверняка смеялся, сидя перед телевизором.

Вера Ивлева в фильме «Затворник», 1999 г.

Вера Ивлева в фильме «Затворник», 1999 г.

Источник