Предки и потомки, прошлое и грядущее. Почему Пушкин и Лермонтов проиграли свои дуэли
  Прошлое        27 октября 2018        349         0

Почему Пушкин и Лермонтов проиграли свои дуэли

Два великих поэта России, представители прогрессивной элиты своего времени, погибли в результате дуэлей, поводы для которых считались практически всеми их современникам надуманными и не достойными для столь кровавой развязки.

Александр Пушкин стрелялся с Дантесом, у которого, по условиям дуэли, было право на первый выстрел. После выстрела противника Пушкин получил серьезное ранение, после которого краткосрочно потерял сознание. Но дуэль была продолжена и поэт смог сделать свой выстрел. В связи с падением дуло его пистолета забилось снегом. По одним сведениям, Пушкину дали другой пистолет (письма Данзаса и Даршиака к князю П. А. Вяземскому. «Пушкин», том VIII), по другим (анализ современных исследователей-пушкинистов — Наумов А. В. «Военно-судное дело о последней дуэли Пушкина: Уточнение оценок») ему этого сделать не разрешили, что и стало роковым в финале этой дуэли.

Пушкин проиграл, погиб, Дантес же остался жив и прожил долгую, полную удовольствий, жизнь. Отсутствие адекватной медицинской помощи вследствие соответствовавшего началу 19 века уровня медицины (не было антибиотиков, эффективных лекарств для быстрой остановки крови и пр.) — второй фактор гибели поэта вследствие роковой дуэли.Известный пушкинист, потомок Пушкина А. Лацис, считает, что истинной причиной ухода Пушкина из жизни стала его усталость от жизни таковой, и Дантес был им избран сознательно на роль своего палача: «Не надо оскорблять поэта, приписывать ему отсутствие выдержки, проницательности, элементарного здравого смысла, — писал он в статье “У последнего порога”. — Он не был заводной игрушкой, не был рабом общего мнения…»

М. Ю. Лермонтов так же сознательно доводил дело до дуэли. Насмешки над Мартыновым становились все невыносимее, и, несмотря на то, что Лермонтов обычно был добр к друзьям, он не останавливался, фактически упражняясь в злобном остроумии, мишенью которого стал Мартынов. Один из известных исследователей творчества Лермонтова, В. Левин считает, что таким образом поэт ставил психологический эксперимент, подобный тем, что он подробно описывал в своем романе «Герой нашего времени». И — заигрался со смертью, но, в отличие от Печорина, погиб. Подробно об этом Левин пишет в своем исследовании ««Дуэль Лермонтова», приводя интересные аргументированные психологические подробности портрета и действий поэта.

Во время дуэли Лермонтов всем своим видом и поведением давал понять, что не собирается стреляться. И даже видя устремившегося к нему решительно Мартынова с пистолетом в руке, презрительно усмехнулся (свидетельство князя Васильчикова, лично присутствовавшего на дуэли). Вся организация мероприятия была совершена по мнению друга Лермонтова Л. В. Пушкина «против всех правил и чести» — без секундантов, врача, со зрителями, словно планировалась очередная насмешка над Мартыновым, имевшим репутацию нерешительного и слабого человека.

Из анализа этих подробностей можно сделать вывод, что проигрыши на дуэли и Пушкина, и Лермонтова были не случайны. Поэты сами избрали себе палачей и целенаправленно воплощали свой сценарий.

Источник