Предки и потомки, прошлое и грядущее. Почему российская молодежь отказывается от водки
  Здоровье        24 сентября 2018        435         0

Почему российская молодежь отказывается от водки

Русские теряют одну из главных «национальных черт». Они перестали пить! А ведь еще недавно русский и водка существовали в прочном союзе… Богатая застольная культура с тостами на все случаи жизни, разговорами «по душам» на кухне и суевериями – все это неожиданно кончилось.

Девушки на фестивале уличного искусства и культуры Faces&Laces в Парке им.Горького в Москве

«Вот уже прошло две недели моего грандиозного реалити-шоу/социального эксперимента – 30 дней без алкоголя. Две недели как я перестал пить, – говорит 28-летний YouTube-блогер Юрий Хованский в веб-камеру.

У Хованского скандальная популярность и репутация блогера-алкоголика – в его руке неизменно был стакан пива. За тем, как Хованский бросает пить, следило почти 3,5 миллиона подписчиков.

«Прежде всего, п***ц, ребята, у меня таких насыщенных двух недель не было никогда в жизни!», – начинает Хованский свою историю про трезвую жизнь. Тогда он еще не знал, что продержится в три раза дольше – 90 дней. И его история – лишь одна из многих.

Статистика

Cудя по исследованиям, современная Россия выпивает алкоголя почти на 80 процентов меньше, чем 5-7 лет назад. Причем массово отказываются от алкоголя именно молодые россияне – миллениалы, люди 1982-2000 годов рождения. Так утверждают данные соцопросов и российский Минздрав. Снижение интереса к алкоголю происходит во всех поколениях – непрерывно с 2008 года. Но именно между современными молодыми россиянами и предшествующим поколением падение разительное – сразу на 25%.

Сначала социологи думали, что миллениалы просто еще начнут пить, что у них «отложенное» потребление. Но исследования показывают, что их пик потребления пройден. «Причем они не просто перешли с водки на пиво и вино. Резко упал интерес ко всему», – говорит Вадим Радаев, профессор ВШЭ, исследовавший российское поколение миллениалов.

«Я жила от пятницы к пятнице, получала зарплату и бежала покупать одежду для клуба. Потом шла нарядная в бар и гордо сама себе покупала дорогую бутылку вина», — рассказывает 32-летний маркетолог Екатерина Исакова.

В итоге поход в бар на одного человека обходился ей около 5,000 рублей ($80). Это такси в обе стороны, алкоголь, закуска, завтрак с утра в кафе. «Сейчас на двоих – 500 рублей ($8). Это два безалкогольных коктейля. Едем на своей машине».

Пара обедает в кафе на Даниловском рынке в Москве

Вопрос, на который пока нет ответа

Сложно сказать, что стало причиной такого отказа. Возможно все дело в проявлении коллективного прагматизма.

«Сменилось поколение, поменялась эпоха, а с ней пришли новые стратегии адаптации. Отказ от алкоголя и курения многие воспринимают как фактор, который помогает им выдерживать конкуренцию, занять лучшую позицию на работе, больше заработать, выгоднее смотреться», – считает Леонтий Бызов, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.

Другой молодой человек, который перестал пить, вспоминает, как было популярно пить в школе в 90-е: «Мы пили в подъездах, в машинах почти каждый день. По большей части, все было от бедности. Вспоминаем иногда с друзьями – чем мы могли еще тогда заниматься? На компьютерные клубы или пиво нужна была какая-то мелочь».

С тех пор многое изменилось. В России почти десять лет идет антиалкогольная реформа, выросли акцизы, а с ними и цены на алкоголь. Но дело в том, что социологи не знают наверняка, что случилось с русскими.

«Я не уверен, что это связано с карьерой – «я буду меньше пить и лучше работать». Этого мы пока не видим. Но мы точно видим, как культура застолья уходит в прошлое, это больше не атрибут общения. А еще, как все начали всерьез фанатеть от здорового образа жизни. Хотя и в советское время все говорили про важность спорта, но все пили. Только сейчас это вдруг сработало», – говорит Радаев.

Молодые люди бегают по набережной в Майкопе

Причем отказ от алкоголя – не российское явление. То же самое происходит с молодыми шведами, финами, американцами, британцами, австралийцами, т.е. жителями экономически развитых стран и тех стран, где всегда пили много. Это мировой тренд.

Что удивляет – никто не знает наверняка, почему это происходит. «Этого не знают даже сами миллениалы, — рассказывает Радаев. — Когда мы напрямую спрашиваем: «а почему вы не пьете, ведь ваши родители и деды пили?» — они тоже не дают внятных ответов. Просто говорят: «Нам не нравится, нам не нужно».

Источник